Российские летчики: «Американский пилот показал нам бутылку виски. А мы ему – КАНИСТРУ СПИРТА!»
1. Каков смысл учений?
Абсолютно очевидно, что это – попытка симметрично отреагировать на недавнее появление боевых кораблей НАТО в Черном море. Стоит вспомнить, что говорил премьер Путин на прошлой неделе в Ташкенте: «Россия, безусловно, отреагирует. И реакция будет спокойной, без истерик, но ответ будет, какой – увидите». Вот мы и увидели. Политическое и экономическое сотрудничество России и Венесуэлы все больше подкрепляется военным. Однако в таком маневре Москвы есть и куда более значимый – политический смысл. Венесуэла становится плацдармом закрепления российских интересов в Латинской Америке. Причем под носом у США, в зоне, которая всегда считалась американской вотчиной. Вряд ли такой прорыв России вызовет аплодисменты в Вашингтоне. Более того: Москва не скрывает своих намерений укреплять военно-политическое партнерство с Кубой, Никарагуа и другими странами региона почти по такой же схеме, как это делали США, когда подталкивали НАТО к границам России.
А появление наших кораблей и самолетов в Венесуэле надо рассматривать, скорее всего, как попытку разведать район, где, очень возможно, российским военным придется квартировать.
2. Есть ли у нас на Карибах боевая задача?
Прежде всего эти маневры – отработка взаимодействия кораблей и самолетов Венесуэлы в воздухе и на море. Морякам и пилотам надо научиться «разговаривать на одном языке». А российские воздушные и морские волки могут многому здесь венесуэльцев научить. На собственном примере и технике. Тем более что Каракас покупает у России вооружение.
Что касается интересов России, то наши военные получат возможность освоить новый район, приноровиться к его особенностям и «познакомиться» ближе с кораупсми и самолетами США. А заодно – и самим потренироваться. Чтобы прийти к берегам Венесуэлы, отряду наших кораблей нужно несколько дней, а стратегическим бомбардировщикам – более 13 часов. А с военных баз Венесуэлы они смогут интенсивно отрабатывать задачи без дозаправки.
З. Что представляет собой Ту-160?
Это стратегический бомбардировщик. Размах крыла – от 35,6 до 55,7 метра (крылья у него могут раскладываться прямо в воздухе), длина самолета – 54,1 метра, высота – 13,1 метра, вес – 275 тонн. Максимальная скорость – 2230 км в час, экипаж – 4 человека. Вооружение – 12 крылатых ракет (ядерные типа Х-55) или бомбы. Дальность полета – 14.600 км. Наши бомбардировщики прилетели в Венесуэлу без ядерного оружия. Самолет может запускать крылатые ракеты по цели с расстояния 2–2,5 тыс. км. Наши Ту-160 до Атлантики сопровождали российские истребители, а когда они повернули домой, «вахту» приняли самолеты НАТО. Угрожающих маневров наши экипажи не замечали. Был, правда, забавный эпизод. Наши летчики рассказали: пилот американского истребителя показал нам бутылку (похоже, что виски), в ответ мы продемонстрировали канистру со спиртом.
4. Полетит ли Уго на бомбардировщике?
Наши пилоты могут покатать Уго Чавеса над Атлантикой точно так же, как они это делали, когда с ними летал Путин над Россией. Но управлять машиной Чавес наверняка будет чисто символически – ему просто дадут возможность посидеть в кресле одного из летчиков.
5. Какие корабли пойдут в Атлантику?
Пока состав отряда полностью не утвержден. Но точно известно, что возглавлять его будет ракетный крейсер. Это может быть «Варяг» (Тихоокеанский флот) или «Адмирал Кузнецов» (Северный флот). Сейчас (есть такие слухи) командующие флотами упорно добиваются у Минобороны Главного штаба ВМФ права представлять свой флот в этом карибском походе. Среди других кораблей отряда могут быть 2 крейсера либо 2 сторожевика, большой десантный корабль, танкер.