'И кто же, собственно, у них теперь главный?'
В советские времена все привыкли к тому, что смена руководства в России - это всегда не более чем перестановки в унылом ряду ужасно одетых коммунистов-аппаратчиков, машущих руками с верхушки гробницы Ленина, под которой проплывают танки и толпы еще более ужасно одетого народа.
Но это уже в прошлом - к черту Брежнева и к черту Чайковского. 'Лебединое озеро' - уже не наш метод; в феврале Россия показала свой новый дуумвират: 55-летний Владимир Путин уверенно шагал с 42-летним Дмитрием Медведевым по Красной площади, да не куда-нибудь, а на рок-концерт 'Дип Перпл'. Эти руководители уже одеваются в черные кожаные куртки и сшитые на заказ джинсы - символ новой России, молодой и самоуверенной.
на этой неделе Медведев, давний помощник Путина, лично им отобранный себе в преемники, вступил в должность президента России. Путин же, возглавляющий крупнейшую политическую партию "Единая Россия", стал премьер-министром. Естественно, первый вопрос, которым задался весь мир - 'И кто же, собственно, у них теперь главный?'
Что ж, вопрос законный. Мне лично представляется, что Путин, назвавший как-то распад Советского Союза 'крупнейшей геополитической катастрофой века', восстанавливает структуру власти старого СССР.
В Советском Союзе было, по сути, два параллельных правительства - обычное, с президентом, законодательным собранием и министрами, и 'зеркальное', управляемое по линии Коммунистической партии. Реальной властью обладали генеральный секретарь партии и ее Политбюро - именно там принимались все важные политические решения. 'Штатское' же правительство лишь проводило их в жизнь.
Сейчас в Москве выстраивается как раз такая двойная структура: Путин становится на то же место, которое в Советском Союзе занимал генсек партии, а Медведев занимает пост президента. Медведев - человек из бизнеса; до недавнего времени он возглавлял 'Газпром', гигантскую энергетическую компанию России; поэтому весьма вероятно, что он станет в стране своего рода 'энергетическим царем' и сосредоточится на ее экономическом развитии и повышении уровня жизни граждан. Путин же, выходец из элитного 'первого главного управления' КГБ, будет заниматься внешней политикой и восстановлением военной мощи и дипломатического влияния России.
По существу, Vladi и Dimi напали на настоящую золотую жилу. В России сосредоточено 20 процентов всех мировых запасов природного газа и как минимум 7 процентов доказанных запасов нефти - около 75 миллиардов баррелей. Правда, эти огромные ресурсы залегают в основном в отдаленных областях, и для их дальнейшей эксплуатации необходимы огромные инвестиции, но даже с учетом этого при нынешних сверхвысоких ценах на энергоносители Россия богатеет с каждым днем - та же Саудовская Аравия, только со снегом.
Что интересно, в этих условиях Россия обладает гораздо более сильным влиянием на Западную Европу, чем во времена, когда сотня дивизий Красной Армии угрожала континенту так, что французы даже начали перевооружать крепости на 'линии Мажино'. В Германии и на Украине на 'Газпром' сегодня приходится почти 40 процентов потребления газа, в Италии - 33 процента, во Франции - 26 процентов (имеется в виду газ, используемый в системах отопления), в Австрии - 70 процентов, а в Восточной Европе практически все сто. Так что, чтобы грозить Европе, Москве уже не нужны танки: стоит Vladi и Dimi привернуть газовый вентиль - недавно, когда Украина задержала платежи, они именно так и сделали, - как европейцы тут же задрожат, не от страха, так от зимнего холода.
Растущее энергетическое влияние России вызывает глубокое беспокойство в Вашингтоне. До недавнего времени США, доминируя на Ближнем Востоке, контролировали, по сути, большую часть энергоносителей всего мира. Теперь же, когда у мирового энергетического раджи появился конкурент, Вашингтон всячески пытается протолкнуть идею прокладки нефте- и газопроводов в обход стремительно расширяющейся трубопроводной сети России.
Что ж, премьер-министр Путин имеет полное право оглядываться на свои восемь лет в президентском кресле с чувством глубокого удовлетворения. Он пообещал безжалостно выбить весь порох из пороховниц чеченских любителей независимости - и сделал это. Он, благодаря высоким ценам на нефть и газ, которые взлетели в том числе и из-за вторжения США в Ирак, удвоил доходы российского бюджета, восстановил национальную гордость и уровень пенсий в стране. Он обнулил все, что при Клинтоне делалось для установления политико-экономического контроля над постсоветской Россией; он вытащил Россию из состояния банкротства.
Теперь Кремлю предстоит еще одно столкновение с Вашингтоном - из-за нарушения секретных соглашений с бывшим генсеком Михаилом Горбачевым о том, что в обмен на освобождение Восточной Европы от присутствия Москвы НАТО не будет продвигаться дальше на восток.
Несмотря на то, что Путин раздавил демократию во власти и не допускает свободы выражения политических взглядов, его рейтинг превышает 60 процентов. И если Путин с Медведевым смогут избежать раскола и продолжат эффективно работать вместе, у них будут все возможности и для того, чтобы вновь сделать Россию глобальной державой, и для того, чтобы превратить эту многострадальную страну в образец экономического успеха.