Нынешнее состояние американской экономики привело к тому, что жители США чувствуют себя незащищенными и даже вынуждены менять свои привычки. За последний год многие американцы пересмотрели свои потребности и не только отложили до лучших времен покупку дома или машины, но стали меньше приобретать одежды и даже продуктов питания.
Недавний опрос, проводившийся специалистами службы Ипсос, показал, что сейчас 60% жителей США чувствуют себя неуверенно в том, что связано с финансовыми вопросами. Еще год назад в ходе аналогичного опроса около 48% его участников заявили о своей неуверенности в завтрашнем дне. Кроме того, 53,6% опрошенных заявили, что сейчас, совершая покупки даже в продовольственных магазинах, они больше фокусируют свое внимание на действительно необходимых продуктах, а не на том, что бы им хотелось. А такие вещи далеко не первой необходимости, как мебель, товары для украшения дома и многие другие, вообще отходят на второй и даже третий план.
Это подтверждается и данными о доходах магазинов, торгующих такими вещами. Магазины одежды, мебели, стройматериалов, товаров для сада, электроники, игрушек и косметики, согласно последним данным по всей стране, сообщили о падении продаж в марте нынешнего года. По мнению экспертов, подобная тенденция сохранится и в последующие месяцы.
Растущие цены на еду, коммунальные услуги и энергоносители «съедают» у большинства американцев основную часть бюджета. Ежедневно увеличивающиеся цены на бензин заставляют американцев, которые не представляют себе жизни без автомобилей, экономить на многом другом. Уже сейчас стоимость бензина в стране стремится к 4 долларам за галлон /3,8 литра/, который еще пять лет назад стоил чуть больше 1 доллара. Вслед за изменением цен люди вынуждены менять и свои привычки.
Например, многие жители США уже давно взяли за правило брать еду «на вынос» или по крайней мере раз в неделю ужинать в ресторане, однако в условиях нынешней экономической ситуации большинству из них приходится от этого отказываться.
Кроме того, американцы стали меньше ходить на разного рода развлекательные мероприятия, так как билеты на них зачастую стоят больше, чем люди могут себе позволить потратить. Одним из показателей этого стала самая крупная в стране сеть кофеен «Старбакс», которая пользуется популярностью как у состоятельных людей, так и у представителей не самых богатых слоев населения США. Как ожидают экономисты компании, во втором квартале нынешнего года доходы сети будут гораздо меньше прогнозировавшихся ранее. Кроме того, указывают представители «Старбакса», им приходится пересматривать в сторону уменьшения будущие доходы третьего и четвертого кварталов. Причем, по мнению специалистов, особенно серьезно уменьшатся доходы в таких штатах, как Калифорния и Флорида, на которых более всего отразился кризис в сфере ипотечного кредитования.
Помимо увеселений и посещения «точек» общепита, многие американцы намерены экономить на услугах мобильной связи, подписываясь на более дешевые планы и отказываясь от услуг подключения к Интернету, телевидению, уменьшая в своем «пакете» количество платных каналов, и даже на лекарствах, предпочитая приобретать аналоги, а не «родные» медикаменты известных фармацевтических компаний. Многие в нынешних условиях вынуждены также отказываться от планов проведения отпуска. Единственное, на чем некоторые американцы не намерены экономить ни при каких обстоятельствах - это посещение спортивных клубов. В столь трудные времена, которые сейчас переживает страна, нужно быть здоровым, иначе просто невозможно будет выжить, утверждают они.
Вадим ПОЛИЩУК