В 1237 году Тевтонский орден, владевший Пруссией, объединился с Ливонским орденом меченосцев, полураспавшимся после неудачных военных действий в Прибалтике. Соединив таким образом усилия, получая непрерывную материальную поддержку со стороны Священной Римской империи, тевтонские рыцари стали готовиться к «Дранг нах Остен». Цель похода – захватить северо-западные русские земли и насадить там католицизм. По мнению папской курии, после «Батыевого разорения» обескровленная и разграбленная Русь не могла оказать какого-либо сопротивления. Поход закованного в броню рыцарского войска на Русь начался в августе 1240 года. Первым под ударом тевтонцев пал древний Изборск и, как пишет немецкая Рифмованная хроника, «никто из русских не был оставлен в покое, и по всей земле поднялся плач и вопль». Потом было еще немало бед и горя от захватчиков… Но по прошествии почти двух лет – в апреле 1242-го – русское войско все же одолело рыцарей и сбросило ярмо порабощения с родной земли. Та легендарная битва вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
Весть о падении Изборска быстро достигла Пскова и всколыхнула жителей города. На вече решили выступить навстречу врагу. 16 сентября 1240 года неподалеку от Изборска состоялось сражение пятитысячной псковской рати с войском крестоносцев. В ходе ожесточенного и кровопролитного боя псковичи потерпели тяжелое поражение. Вскоре тевтонцы появились у Пскова и осадили его. Ночью изменники отворили городские ворота осаждавшим немцам. К концу 1240 года крестоносцы прочно обосновались в Псковской земле и стали готовиться к дальнейшему продвижению – на Новгород.
Несмотря на сложное положение, новгородская «господа», отстаивая свои местные интересы, рассорилась с князем Александром Ярославичем. На созванном вече ему бросили ряд несправедливых обвинений. А его недавнюю блестящую победу над шведами, одержанную на берегах Невы 15 июля 1240 года, представили как авантюру, которая принесла больше вреда, чем пользы. Возмущенный Александр покинул город и вместе с семьей уехал в Переяславль-Залесский. Разрыв с князем бедственно отразился на военных делах Новгородской республики. Крестоносцы заняли Тесово, важный торговый пункт тех земель, а оттуда уже было рукой подать до самого Новгорода.
Перед лицом надвигающейся опасности граждане республики заставили боярскую «господу» звать на помощь Александра. К нему в Переяславль отправился сам новгородский владыка Спиридон, который просил князя забыть прежние обиды и возглавить выступление против тевтонцев. Александр вернулся.
Битва за Псков
Немедленно собрав войско из новгородцев, ладожан и корелы, князь внезапным ударом напал на Копорье и овладел орденским замком, который успели выстроить тевтонцы. Затем Александр разбил мелкие отряды рыцарей, разбойничавших в окрестностях. И к концу 1241 года новгородская земля была почти полностью очищена от незваных гостей.
Но оборона Новгорода не могла быть обеспечена полностью, пока в руках рыцарей оставался Псков. Поход на этот город Александр готовил тщательно. Со всей новгородской земли собирались ратники под стяги Невского. Из Суздальского княжества подоспела помощь от великого князя Ярослава. Всего под рукой Александра собралась рать в 15-17 тысяч человек. Перерезав все дороги, ведущие в Псков, князь взял город в кольцо блокады, а затем внезапным ударом занял его. Немецкая Рифмованная хроника так рассказывает о взятии города войском Александра Ярославича: «Поднялся он с большой силой на освобождение Пскова к радости псковичей. Найдя в Пскове немцев, он свергнул двух орденских братьев, отняв у них фохтейство (управление – ред.) и изгнал всех их кнехтов, так что ни одного немца тут не осталось...». Взятых в плен рыцарей Александр приказал заковать в цепи и отправить в Новгород, а шестерых бояр-изменников – повесить. Усилив свою рать псковским ополчением, Александр продолжил поход в орденские земли, чтобы окончательно отбить желание рыцарей соваться в русские пределы.
Из Пскова путь Александра проходил через Изборск, а затем его войска вошли в земли чуди, находящиеся под юрисдикцией Ордена. Весть о движении русских сил вскоре достигла Дерпта и местный епископ обратился за помощью к Ордену. Крестоносцы собрали большое войско, которое со вспомогательными отрядами чуди было готово отразить нападение. Войдя в пределы немецких земель, Александр «пусти вся полкы в зажитие», то есть распустил свои отряды для нападения на села и деревни неприятеля. Один из таких отрядов, шедший под началом псковского воеводы Домаша Твердиславича, в 35 км юго-восточнее Дерпта в урочище Mост встретился с крупными силами крестоносцев и был почти полностью истреблен. Лишь несколько воинов смогли ускользнуть от немцев. Они то и сообщили князю, что ободренные успехом тевтонцы движутся вслед за ними. Тогда поняв, что рыцарское войско само ищет генерального сражения, новгородский князь решил дать его в наивыгоднейших для себя условиях.
Имея теперь представление, где находится противник, но не зная его окончательных намерений, Александр Невский принял решение занять своими полками узкий пролив между Чудским и Псковским озерами. Такая позиция была очень удачной. Крестоносцы, пройдя по льду замерзшей Эмайыги к озеру, могли затем пойти на Новгород – в обход Чудского озера на север, или на Псков – вдоль западного побережья Псковского озера на юг. В каждом из этих случаев Александр сумел бы перехватить врага, двигаясь вдоль восточного побережья озер. Если бы крестоносцы решились действовать напрямик и попытались преодолеть пролив в самом узком месте, каким является Теплое озеро, то тогда они непосредственно столкнулись бы с новгородскими войсками.
Хрупок лёд на Сиговице
О месте Ледового побоища споры идут и по сей день. По классической схеме, которая приводится на страницах всех учебников истории, сражение произошло на льду Чудского озера у Вороньего острова, находящегося в числе других мелких островов в небольшом заливе в 6 км западнее устья реки Желчи. По другой версии, сражение состоялось у восточного побережья Теплого озера близ нынешнего селения Чудская Рудница. В 90-х годах прошлого века группа энтузиастов-археологов выдвинула новую версию. По их предположению Ледовое побоище произошло не на льду Чудского озера, а на суше, в треугольнике между нынешними селами Таборы, Кобылье городище и Козлово. Основывается это утверждение на обнаруженных в ходе археологических раскопок местах захоронений средневековых воинов (в 2 км восточнее села Самолвы). Данная версия интересна с точки зрения именно археологических находок, но она полностью игнорирует те топографические указатели, что сохранили о месте сражения русские летописи.
Mы будем придерживаться классической версии. Выбранная позиция в максимальной мере учитывала все благоприятные географические особенности местности. За спиной новгородской рати находился заросший густым лесом берег с крутыми склонами, исключавший возможность маневра. Правый фланг был защищен зоной воды, называвшейся Сиговица. Здесь, вследствие некоторых особенностей течения и большого числа подземных ключей, лед был очень хрупким. Местные жители об этом знали и, несомненно, сообщили Александру. Наконец, левый фланг был защищен высоким береговым мысом, откуда открывалась широкая панорама вплоть до противоположного берега.
Как забить «свинью»
Что собой представляли противоборствующие силы? По подсчетам военных историков, ландмейстер Тевтонского ордена Андреас фон Фельвен привел на лед Чудского озера 10–12 тысяч воинов. В состав тевтонского войска кроме орденских братьев-рыцарей входили отряды Дерптского епископства и многочисленный отряд датских рыцарей во главе с сыновьями датского короля Вальдемара II.
Закованным в латы крестоносцам Александр Невский противопоставил ополчение, набранное в основном из посадских людей. В 15-тысячном русском войске лишь малую часть составляла княжеская дружина.
Рыцари провели до Ледового побоища много успешных сражений против пехотных ополчений разных народов. Закованные в доспехи всадники на сильных лошадях подобно тарану раскалывали пеший строй надвое, затем дробили на более мелкие группы и уничтожали их по частям. Характеру рыцарского боя соответствовало и боевое построение крестоносцев. Этот боевой порядок у русских носил название, как образно пишет летописец, «великая свинья». В ее головном ряду было относительно немного рыцарей, примерно от пяти до десяти человек, а в каждом последующем – на два рыцаря больше. Такое построение выглядело как клин, острием направленный на противника. Клин состоял из опытных, обученных и хорошо вооруженных рыцарей. Позади клина, постепенно расширяясь в глубину, становились отряды оруженосцев и кнехтов (феодальных ополченцев). С флангов все войско прикрывалось рыцарями, построенными в один-два ряда. Сила удара при таком построении была достаточно большой.
Но у этого построения были и свои недостатки. Сохранить боевой порядок после нанесения главного удара было почти невозможно. Этому препятствовала громоздкость и жесткость рыцарского построения. Да и совершить маневр при внезапно изменившейся в ходе боя ситуации в таком строю было очень сложно.
Эти слабые стороны рыцарской «свиньи» Александр Ярославич решил использовать в предстоящем сражении. Основой боевого порядка русских войск того времени были три полка: «чело» – полк, находящийся в центре, и полки «правой и левой руки», расположенные по флангам «чела» уступами назад или вперед. Все три полка составляли одну, главную линию. Причем «чело» формировалось из наиболее подготовленных воинов. Но новгородский князь смело шел на нарушение традиции и строил свои войска в виде двух раздвигающихся, а потом охватывающих и сжимающих клещей. Основные силы, – главным образом конницу, – он сосредоточил на крыльях, а княжескую дружину поставил на левом фланге в засаду для обхода и удара в тыл рыцарской «свинье». В центре расположилось новгородское ополчение, которое должно было принять на себя первый и наиболее тяжелый удар. Слабое «чело» прикрывал сзади высокий озерный берег с поставленными там повозками. Если рыцари и прорвутся сквозь пешую рать, то это препятствие не позволит им совершить маневр и выйти в тыл русским войскам. Впереди «чела» князь расположил лучников, которые непрерывной стрельбой должны были попытаться расстроить строй «свиньи».
Расчёт был безупречен
Сражение состоялось в субботний день 5 апреля 1242 года и проходило так, как и замыслил Александр Ярославич. На рассвете железный рыцарский клин двинулся в атаку. Русские лучники встретили врага ливнем стрел. Но закованным в латы тевтонцам они почти не причиняли вреда, хотя наступавшая рядом с крестоносцами чудь понесла ощутимые потери. Постепенно лучники пятились к рядам пехоты и, наконец, слились с ней в едином строю. Рыцари пришпорили коней и врубились в расположение новгородской пешей рати. Началась неравная сеча. Об этом критическом для русских войск эпизоде летописец говорит: «И немци и чюдь пробишася свиньей сквозь полкы». Крестоносцы уже готовы были торжествовать победу, но, увидев перед собой вместо пространства для маневра неодолимый для конницы берег, поняли свою ошибку. Впервые противник рыцарей после рассечения боевого порядка не побежал с поля боя, обрекая себя на смерть от мечей и копий крестоносцев. Немедленно слева и справа на рыцарский клин обрушились оба крыла русского войска, а с тыла, совершив обходной маневр, ударила отборная дружина князя Александра.
Ожесточенность битвы нарастала. Окруженных, сбившихся в кучу рыцарей новгородцы стаскивали с лошадей крючьями. Спешенный крестоносец, закованный в тяжелы латы, не мог противостоять легким русским воинам. Битва продолжалась недолго и закончилась полным поражением тевтонцев. Первыми побежали кнехты, за ними обратились в бегство облаченные в доспехи рыцари. Часть рыцарского войска русские дружинники загнали на Сиговицу. Хрупкий лед не выдержал и проломился под тяжестью закованных в латы крестоносцев и их коней. Рыцари шли под лед и не было им спасения.
В этом сражении не считая множества простых воинов погибло пятьсот знатных рыцарей, а пятьдесят тевтонских «нарочитых воевод» было взято в плен. При торжественном въезде князя в Новгород все они пешком шли за конем князя.
По мирному договору, заключенному несколькими месяцами спустя, Орден отказывался от всех притязаний на русские земли и возвращал территории, захваченные ранее. Благодаря внушительным военным победам, Александр Ярославич остановил широкую крестоносную агрессию на западные границы Руси.
Еще двадцать лет после славной победы на льду Чудского озера прожил Александр Ярославич Невский. Военными победами на западных рубежах страны и умелой политикой на востоке он определил судьбу Владимирской Руси на целых двести лет: поступаясь сиюминутным в русско-ордынских отношениях, он выигрывал для Руси время, давал возможность прийти в себя после страшного монгольского разорения.
Настоящие герои долго не живут. Так и Александр умер рано, сорока трех лет. Скончался великий князь Владимирский Александр Ярославич Невский 14 ноября 1263 года.
Народ всегда помнил великого заступника Отечества. В 1724 году останки князя были перенесены в Санкт-Петербург, где покоятся ныне в Александро-Невской лавре. В следующем, 1725 году, был учрежден российский орден Святого Александра Невского, которым впоследствии награждали выдающихся российских полководцев и флотоводцев.
В трудные годы Великой Отечественной войны, как и 700 лет назад, вновь обратились к имени славного князя, учредив в 1942 году боевой орден Александра Невского. Согласно статуту им награждали «за проявление, в соответствии с боевым заданием, инициативы по выбору удачного момента для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск...». В годы войны за личную отвагу, мужество, храбрость и умелое командование этого ордена были удостоены 40217 офицеров Советской Армии.
В 1995 году в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» одним из таких дней была объявлена каждая годовщина победы русского войска под водительством Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.